Кришна говорит, что настоящие йоги видят Меня во всех живых существах, а всех живых существ во Мне. И тот, кто видит Меня везде и все во Мне, не теряется для Меня и Я никогда не буду для него потерян. Если мы начнем все с понимания, что все принадлежит Кришне, мы задумаемся, почему же я Его забываю. 
А забываем мы Его потому, что нам иногда кажется, что что-то принадлежит нам. В таком случае появляется материальная энергия и заволакивает. Мы начинаем думать, что я-тело, или что тело принадлежит мне. Тогда вместо того, чтобы служить Кришне, мы служим всем этим вещам.

Здоровье и Веды №4

От редактора
На протяжении последних двадцати лет я регулярно посещал Великобританию, не упуская при этом возможности заглянуть к стоматологу, чтобы проверить свои зубы. Я был рад тому, что за все эти годы мне приходилось их просто чистить. Помимо всего прочего, посещение дантиста ничего мне не стоило, потому что я имел на руках все необходимые страховые документы.
Однако несколько месяцев назад стоматолог сказал, что у меня выпала пломба и ее нужно заменить временной, что он и сделал. Когда же я приехал в Нью-Йорк, эта временная пломба также выпала. Один из почетных членов нашего Движения в Нью-Йорке сделал рентген и сказал, что мой зуб практически целиком изъеден кариесом,
Как же это могло случиться? Я почти каждые полгода проверял свои зубы, и никогда не слышал о том, что кариес может поразить зуб за одну ночь. Я еще раз посмотрел на рентгеновский снимок, и даже мне было очевидно наличие кариеса в зубе. Мы начали пломбировать канал корня зуба еще в Нью-Йорке, и в конечном счете работу над зубом закончил один из стоматологов в Перу. Похоже, что мои друзья в Великобритании не очень хорошо справлялись с работой, но правительство оплатило все, что они делали. Хотя в Великобритании услуги стоматолога - бесплатные, в конце концов мне пришлось платить за лечение. После этого случая я решил, что лучше заплатить несколько долларов, чем получить бесплатную, но не очень эффективную медицинскую помощь.
Прахладанандана Свами

Что делать при высокой температуре?
Аюрведа советует в таких случаях сбрызгивать все тело заболевшего водой, предва-рительно набрав ее в рот. Таким образом можно сбить температуру. Хотя Бхарата Махараджа был опечален разлукой со своим так называемым сыном (олененком), он воспринимал Луну как своего рода источник воды, которая “мягко сбивала высокую температуру” его разлуки с оленем.

Избегайте переедания
Следует помнить пример Бхараты Махараджа и очень внимательно относиться ко всему, что мы делаем. Нужно избегать бессмысленного времяпрепровождения — пустых разговоров, сна и обжорства. Нет ничего противоестественного в том, чтобы есть, но мы должны быть умеренными во всем, в том числе и в питании. Иначе мы можем попасть в ловушку удовлетворения своих чувств и деградировать до низших форм жизни. Таким образом мы столкнемся с препятствиями на пути духовного роста.

ШРИЛА ПРАБХУПАДА О ЗДОРОВЬЕ
Беспокойство является причиной болезней
Все эти люди, жившие во времена правления Юдхиштхиры, были свободны от беспокойств и болезней? Нандйо вьядхайях клешах.
Если вы пребываете в беспокойстве, тогда болезнь не заставит долго себя ждать. Наше психологическое состояние прямо связано с физиологическим. Поэтому незначительное эмоциональное напряжение или расстройство может стать причиной нарушения физического здоровья. Аюрведическая медицина лечит пациентов, основываясь на этом принципе...
Если люди следуют правилам гигиены, описанным в шастрах, встают рано утром, принимают омовение, опорожняют кишечник и повторяют мантру Харе Кришна... Если вы будете следовать правилам и предписаниям, тогда беспокойство и болезни навсегда оставят вас. Люди сходят с ума, когда их постоянно преследуют тревоги и беспокойства. Но если вы будете счастливы во всех отношениях, тогда вам ничего не угрожает. Если все будут удовлетворены, тогда безумию не будет места в нашей жизни.

Сочувствие
Мы должны проявлять сочувствие. Если кто-то из наших преданных заболевает, мы должны позаботиться о них, предложить свою помощь. В конце концов у всех есть материальные тела. Иногда мы можем заболеть. Поэтому мы должны проявлять сочувствие и заботу о своих ближних.

Основы здоровой жизни
Прабхупада: “Здоровый”. Что вы подразумеваете под словом “здоровый”?
Отец Теннор: Вы, например, говорите, что человек будет вести себя в жизни таким образом, что его внутреннее состояние...
Прабхупада: Наше определение здоровой жизни таково: здоровье - это сознание Бога. Это по-настоящему здоровая жизнь. Все остальное - есть жизнь животная. Так же как слон может быть очень большим и сильным, но обязательно ли это означает, что он здоров? Нет.
Отец Теннор: Нет, я хочу сказать, что слон может быть здоров, его тело может быть здоровым, так же, как и наше.
Прабхупада: Но это временное состояние. Все мы будем вынуждены столкнуться с проблемой смерти. Вы можете быть очень сильным, здоровым, но не можете избежать смерти.
Отец Теннор: Нет, но все-таки...
Прабхупада: Поэтому не так важно, здоровы вы или не здоровы. Вы все равно умрете. Это факт. Но мы не хотим такого здоровья. Наше предложение заключается в том, чтобы все люди, живущие на Земле, отправились обратно к Богу и оставались с Богом, наслаждаясь вечной блаженной жизнью. В этом заключается наше определение здоровой жизни.

Здоровье прежде всего
Месяц, год, сколько бы это ни потребовало. Болезнь и долги никогда нельзя игнорировать. Однажды в Бхува-нешваре Гаргамуни рассказал Шриле Прабхупаде, что недавно, находясь в Непале, очень сильно заболел. В результате этого ему пришлось уехать в Гопалпур и на две недели отойти от исполнения своих обязанностей в Джи-Би-Си. Шрила Прабхупада одобрил его поступок и сказал, что о здоровье нужно позаботиться прежде всего. Это основное условие выполнения любого служения в нашем Движении.
Тамал Кришна: Человек должен получить мантру от духовного учителя, но если духовный учитель не обладает нужной квалификацией...
Прабхупада: Тогда не может быть и речи о мантре. Не может быть и речи о поклонении Божествам. Все это обман, если нет... Так же как молодой врач. Если он не обладает должной квалификацией, то все его советы и лечение будут недейственны... Как это называется? Как звучит это слово?
Преданный: Шарлатан,
Прабхупада: Шарлатан. Шарлатан не может быть медиком, однако у него могут быть всевозможные бутылочки, пробирки и сосуды с разными жидкостями. В Бенгалии есть такая поговорка: надж джал ядж чури тини эи дактар. Если у человека есть стетоскоп - надж, несколько пробирок - джала и способность жонглировать словами, он может сойти за доктора. Это называется шарлатан, а не доктор. Квалифицированный доктор знает, что он делает. Надж джал ядж чури тини эи дактар. В Бенгалии так говорят. Конечно же, у нас уже был опыт общения с самыми разными людьми. Я знаю в Аллахабаде доктора Кабхира. Когда я был домохозяином, занимаясь химией и изготовлением лекарств, он был моим клиентом. Так вот этот доктор Кабхир выписывал рецепты и был практикующим врачом. Он был самым крупным моим оптовиком. Он покупал лекарства в таких количествах, что я не успевал подготовить для него очередную партию. Но он был очень опытным в этом деле. Он обучался у одного очень известного доктора. И
его нельзя назвать обманщиком, однако помимо таких людей существует множество шарлатанов. Во всем требуется опыт и практика. Недостаточно закончить медицинский колледж. Необходимо практиковать под руководством квалифицированного врача, только таким образом можно самому стать врачом.

Хорошее питание поможет вам сохранить здоровье
Прабхупада: Это наша единственная цель, мы хотим, чтобы люди жили счастливо, кушали питательные продукты и были здоровы. Но при этом мы не считаем нужным введение искусственного стандарта жизни. Поддерживайте свое здоровье в хорошем состоянии, живите, столько, сколько хотите, и сознавайте Кришну. Тогда в следующей жизни вы вернетесь домой к Богу. К вечной жизни. Ят гатва на нивартанте. Это то, чего мы хотим. Мы не хотим никого обманывать. Мы действительно не хотим никого обманывать и не преследуем каких-то личных целей. Просто такова наша миссия.

Славная смерть
Прабхупада: Кришна твадия пада панкадж панджа-рантам адъяива висату ме манаса раджа хамсах прана прайяна... Обычная смерть. Капха, питта, вою, гхара гха-ра гхар... Но если мы умрем во время киртана, тогда нас ожидает успех... Инъекции, операции... Кому это надо? Человек должен умереть в атмосфере кришна-киртана. Славная смерть. Кислород и все остальное... Смерть и так причиняет нам множество беспокойств, поэтому послушайте меня. Повторяйте Харе Кришна в момент смерти. Не беспокойтесь по поводу всех этих докторов. Просто повторяйте Харе Кришна. Продолжайте делать это неустанно. Повторяйте, слушайте, повторяйте и так далее. У нас так много книг.

Быстрое лечение
Тамал Кришна: Хорошо. Я хотел спросить по поводу поста. Одна из причин, по которой преданные должны поститься, та, что... пост излечивает заболевания.
Прабхупада: Для этого нужно просто следовать диете.
Тамал Кришна: Но для западных людей это несколько затруднительно. У них нет...
Прабхупада: Они хотят вылечиться незамедлительно. Они идут к доктору и говорят ему: "Дайте мне лекарство, дайте мне таблетку, сделайте мне прививку, вылечите меня немедленно”. Таков стиль лечения на Западе. Прекратите это. Человек, рабочий, зарабатывает по 20 рупий в день, и доктор хочет нажиться на нем, поэтому говорит: “Вы хотите быстрого излечения или...” Конечно же человек скажет: “Я хочу излечиться как можно быстрее”. - “Тогда давайте сделаем прививку". А прививка стоит, по крайней мере, 5 рупий, И при этом никто не гарантирует, что вместо лекарства врач не введет воду.

Духовное продвижение -путь к победе над болезнями
Прабхупада: На самом деле, тело мо'жет быть здоровым только в том случае, если человек обладает духовным сознанием. В каждом теле есть душа и сознание, иногда оскверненное. Но как только душа покидает тело,
оно сразу начинает разлагаться. И это разложение является главным признаком того, что душа покинула тело. Поэтому если вы прогрессируете в духовной жизни, тогда не может быть и речи о страданиях, причиняемых болезнями.

Пища в гуне благости
Этот стих очень важен для тех, кто желает подняться до уровня сознания Кришны. Если человек получает инициацию у духовного учителя, ему следует изменить свои привычки и избегать
употребления в пищу нежелательных продуктов. Он не должен есть мясо, употреблять алкоголь, заниматься незаконным сексом и играть в азартные игры. Саттвика-ахара, пища должна быть в гуне благости. Такая пища описана в шастрах. Это мучные изделия, рис, овощи, фрукты, молоко, сахар и многие другие продукты. Простая пища, такая как рис, дал и чапати, овощи, молоко и сахар, образует сбалансированную диету, но иногда инициированные преданные начинают употреблять в пищу роскошные блюда. Это происходит из-за привязанности к прошлой мирской жизни. Когда неофит в сознании Кришны начинает есть слишком много, он неизбежно падает. Вместо того чтобы прогрессировать в сознании Кришны, он привлекается Купидоном. Эти так называемые брахмачари привлекаются к красивым женщинам. Даже ванапрастхи могут снова вернуться к половой жизни со своими женами. А может быть, даже начать искать другую жену.

Нежелательная пища
Жизнь в этом материальном мире предполагает, что человек сталкивается со множеством опасностей. Например, неблагоприятная пища представляет собой угрозу для здоровья человека. Поэтому следует отказываться от такой пищи. Воплощение Дханвантари может защитить нас. Так как Господь Вишну является Сверхдущой всех живых существ, Он может уберечь нас от страданий адхибхаутика, то есть страданий, которые причиняют нам другие живые существа. Господь Баларама является воплощением Шеши и поэтому
может спасти нас от разъяренных зверей и завистливых людей, которые всегда готовы наброситься на других.

Старайтесь готовить для себя сами
“По поводу твоего второго вопроса, я не считаю, что можно предлагать Божествам мороженое, купленное на рынке. Потому что иногда такое, мороженое может содержать нежелательные компоненты, которые не следует предлагать Божествам. Кришне мы должны предлагать лишь первоклассную пищу, прежде всего ту, которую сами готовим дома".

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ЧИСТОТА
Прахладанандана Свами
Чтобы вдохновить преданных заботиться о своем здоровье, Шрила Прабхупада однажды процитировал в своем письме случай из жизни Санатаны Госвами.
Направляясь в Джаганнатха Пури на встречу с Господом Чайтаньей Махапрабху, Санатана Госвами прошел через лес Джиракханду, где заразился кожным заболеванием. К несчастью, когда он пришел к Господу, эта болячка перешла на тело Господа Чайтаньи. Понимая, что он совершил оскорбление Господа Чайтаньи, Госвами решил совершить самоубийство. Однако Господь Чайтанья, узнав об этом, не одобрил его намерения. Он сказал, что тело Санатаны принадлежит Господу, и никто не имеет права уничтожать его или необдуманно распоряжаться им.
В Аюрведе дается много определений здоровья, но некоторые аспекты считаются самыми важными:
На выполнение своих повседневных обязанностей человеку следует уделять должное количество времени и энергии. Чрезмерные затраты энергии, особенно в случае, если выбрана неверная цель, могут привести к возникновению всевозможных заболеваний. Недостаточное количество энергии может вызвать депрессию, пассивность, слабость и другие виды физического и эмоционального расстройства. Энергию нужно расходовать очень обдуманно, стараясь действовать в гуне благости.
Чувства, ум, разум и душа должны находиться в гармонии друг с другом. Наши действия, наши желания, наши мысли и духовные устремления также должны служить единой цели.
Все три доши: вата, пита и капха, ~ должны быть сбалансированы. И для поддержания этого баланса необходимо использовать соответствующие медицинские препараты, которые позволяют добиться здорового состояния организма, вне зависимости от того, в каком возрасте, климате и времени года человек оказался подверженным заболеванию.
Следует регулярно выводить из организма всевозможные токсины и другие вредные вещества.
Духовные устремления преданного должны главенствовать над потребностями и желаниями, возникающими в связи с нашим материальным телом. Чарака, автор “Чарака-самхиты”, будучи одним из самых авторитетных врачей Аюрведы, говорит, что человек не может быть по-настоящему здоровым до тех пор, пока он не встал на путь духовного развития. Неконтролируемые материальные желания могут привести к прагъяпаратхе, или нарушению законов материальной природы, и, как следствие, стать причиной возникновения заболеваний и проблем.
Тело имеет определенную структуру. Физиологический аспект этой структуры включает в себя дхату: лимфоузлы, кровь, жир, плоть, кости, костный мозг и репродуктивные ткани, которые также нуждаются в гармоничном сосуществовании и регулярном очищении от вредных веществ.
Если в системе возникает дисбаланс и энергии, циркулирующие в теле, блокируются, клетки забиваются отходами жизнедеятельности организма, то есть токсинами и другими вредными веществами, и срочно нуждаются в очищении.
Чтобы побороть заболевание и восстановить здоровье, необходимо воспользоваться так называемой лангхапой и бримханой. Лангхана означает “осветить”, а бримхана означает “утяжелить". Терапия лингханы сводится, прежде всего, к удалению из организма нежелательных токсинов (амы), загрязнению которыми подвержены желудочно-кишечный тракт и некоторые ткани. Эта процедура позволит свободно циркулировать жизненно важным энергиям, обеспечивая ткани организма необходимым питанием. Обычно после этой очистительной терапевтической процедуры специалисты проводят процедуру восстановительную.
Очистительные процедуры рекомендуются на стадии возникновения заболевания для того, чтобы облегчить его течение, избавив организм от необходимости сопротивляться обилию токсинов и нестабильному положению доги.
Восстанавливающая терапия обычно проводится после удаления токсинов из организма. Эта терапия восстанавливает дхату и потоки энергии в теле таким образом, что человек сможет эффективно работать, исполняя свои обязанности, а также постепенно прогрессировать духовно, пребывая под влиянием гуны благости. Существуют определенные рекомендации для проведения этих процедур. Восстановление баланса вата-доши связано с состоянием толстой кишки, питта-доши - с состоянием тонкой кишки, а капха-до ши - с состоянием желудка.
Очистительная терапия состоит из двух частей; обезболивающей и собственно очистительной. Во время первой части, которая на санскрите называется шамана, организм освобождается от токсинов, находящихся в тканях и клетках организма. Также восстанавливается функционирование желудка и прочищается желудочно-кишечный тракт. Обычно, перед тем как провести эту терапию, требуется длительный период подготовки, во время которого пациент должен попытаться восстановить деятельность основных систем организма, и прежде всего - желудочно-кишечного тракта. Лечение на данном этапе состоит из семи основных элементов: воздержания от употребления воды, воздержания от пищи, употребления внутрь трав и специй для уничтожения и вывода токсинов, а также для усиления (укрепления) огня пищеварения, солнечных ванн, прогулок и физических упражнений.
Очистительная терапия, панча - карма, предполагает постепенный вывод токсинов и восстановление баланса дош на основе воздействия на желудочно-кишечный тракт. Достигается эта цель при помощи массажа, снеханы, а также растирания, вызывающего пот, сведаны. После этого токсины выводят из желудочно-кишечного тракта с помощью пяти карм. Для вывода токсинов, связанных с капха-дошей, используется суровая рвотная терапия. Для вывода ваты - более мягкая терапия, подразумевающая использование клизм, а для питта-доши требуется принятие слабительных препаратов.
Уникальная особенность Аюрведы заключается в том, что процедуры, предписываемые аюрведическим врачом, не только выводят токсины из органов, но также и указывают на основные места возможного скопления этих токсинов. Обладая таким знанием, можно всегда избежать скопления амы в этих частях тела с помощью профилактических методов.
Когда пациент набирается достаточно сил и болезнь отступает, необходимо провести восстанавливающую терапию. Когда же токсины и несбалансированные доши вызывают беспокойство у пациента, являясь причиной возникновения всевозможных заболеваний, требуется провести процедуру панча-кармы. Обычно эта процедура осуществляется под пристальным надзором специалиста-медика. Для ее проведения необходимо учесть множество факторов, таких как характер болезни, состояние организма и возраст пациента, время года. Все это требует участия в проведении процедуры опытного врача и медицинской сестры, а также условий для наблюдения за состоянием здоровья пациента. При легкомысленном отношении к данной процедуре не будет достигнут желаемый результат, более того, существует вероятность причинения еще большего вреда здоровью пациента.
Чтобы выяснить, нуждаетесь ли вы в подобного рода очистительных терапевтических методах, можно провести простой тест. Утром обратите внимание на состояние своего языка. Если он розовый и чистый, то тело свободно от амы, или токсинов. Если на языке есть налет, или цвет отличается от розового (он может быть красным или желтоватым), то тело перегружено токсинами. Еще один показатель - это состояние вашего кала. Достаточно обратить внимание на то, содержит ли он частицы непереваренной пищи, обладает ли сильным неприятным запахом. Кал должен быть светло-коричневым и по консистенции напоминать размятый спелый банан. Моча должна быть прозрачной и иметь цвет светлого пива, Тошнота также может быть признаком присутствия токсинов в организме.
Токсины приводят к ослаблению организма, а также к нарушению функций пищеварения. Чтобы восстановить огонь пищеварения, следует регулярно поститься. В случае, если это не поможет, попробуйте более продолжительные посты, например, в течение трех дней. Во время такого поста рекомендуется пить фруктовые соки и воду. Если это слишком трудно для человека, то можно есть фрукты, но ни в коем случае не зерновые и овощи. Через три дня нужно начать есть вареные овощи, овощные соки и легкие супы. А через шесть дней после такого поста необходимо вернуться к своему стандартному, привычному
рациону. Однако следует избегать мучных изделий, жареной пищи, холодного молока и сладостей. Если же проблема будет носить хронический характер, лучше посетить компетентного врача.
Если фундамент, на котором основывается здание нашей жизни, будет слабым, то мы не сможем рассчитывать на долгую жизнь. Поэтому, если мы действительно хотим целеустремленно и решительно заниматься преданным служением Господу, нам необходимо сделать все, что от нас зависит, чтобы тело, дарованное нам Господом, функционировало нормально.

АЮРВЕДА И ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ
Кавирадж Партал Чоухан
За последнее время Аюрведа завоевала огромную популярность в самых разных уголках мира. В наши дни люди стремятся обратиться к той системе оздоровления, которая позволяет свести к минимуму употребление химических препаратов и таким образом избежать множества побочных эффектов и реакций. По этой причине альтернативные системы оздоровления становятся все более и более популярными. Аюрведа является именно такой полноценной системой оздоровления, включающей в себя как основополагающие принципы профилактики заболеваний и укрепления здоровья, так и эффективные метрды лечения всевозможных болезней.
Представление о естественной гармонии человеческого организма является основной причиной эффективности Аюрведы. Однако этой концепции естественной гармонии очень недостает современной медицине. Поэтому, несмотря на головокружительные успехи в области технологии и науки, люди современного века становятся все более и более подверженными болезням как физического, так и умственного плана.
Проблемы такого рода, как стресс, беспокойства, депрессии, а также всевозможные расстройства нервной системы очень распространены. Проблемы, связанные с умом, находят свое выражение в различных аспектах человеческой жизни. Хотя улучшения системы здравоохранения привели к увеличению средней продолжительности жизни, эмоциональное состояние человека страдает куда больше, чем прежде.
Долгая жизнь, наполненная беспокойствами и депрессией, не является той радужной перспективой, к которой все мы стремимся. Именно эти проблемы находят свое выражение в неуклонно растущем числе людей, пытающихся совершить самоубийство, хотя они и живут в странах, где технология и прогресс составляют смысл бытия. В наши дни люди хотят жить долгую и счастливую жизнь, стремясь к улучшению материального благосостояния, но при этом они забывают о смысле своей жизни. Поэтому долгая жизнь, проводимая в бесплодных попытках наслаждаться материальным, в конечном итоге, приводит к страданиям. Однако Аюрведа вкладывает в понятие долгожительства несколько иной смысл. В соответствии с Аюрведой, долгожительство предполагает достижение гармонии в деятельности тела, ума и души. Лишенный этого баланса, человек не будет способен насладиться долгожительством, которое предполагает обретение состояния счастья и умиротворения. Это состояние отличается от современного представления о счастьи, потому что цель долгожительства - не в удовлетворении физических потребностей организма, но в удовлетворении потребностей ума и души. В санскрите используется термин диргха айу для обозначения долголетия. Существует целая глава в “Чарака-самхите”, учебнике по Аюрведе, в которой объясняется, как можно прожить долгую жизнь. Чарака говорит в этой книге, что человеку следует стремиться к долголетию для того, чтобы заниматься духовной практикой и в конечном счете достичь освобождения. Вот какое объяснение этого аспекта приводится в “Чарака-самхите".

Принципы Аюрведы
В соответствии с “Чарака-самхитой”, Аюрведа рассматривает следующие аспекты здоровья человека: хита хитам дукхам сукхам айустасья хитахитам манам ча тачча ятрокта аюрведа са уччъяте.
1.    Китаю и ахитаю: жизнь в благоприятных или неблагоприятных условиях;
2.    Сукхаю и дукхаю: счастливая и несчастная жизнь;
3.    Хорошее и плохое;
4.    Манам, или продолжительность жизни.
Благоприятные и неблагоприятные условия жизни (хитэю и ахитаю)
Для того чтобы жить в благоприятных условиях, человеку следует выполнять деятельность, нужную и важную для самого человека и для общества, в котором он живет. Аюрведа говорит о деятельности, которая не противоречит законам природы. Такая деятельность подразумевает правдивость, ненасилие, любовь ко всем живым существам и почтительное отношение к старшим. Другие важные качества, которые человек
должен культивировать в себе, - это способность обдумывать поступки, прежде чем совершать их; свобода от желания обманывать; хорошая память; разум; контроль страсти, зависти, жадности и гнева,
Неблагоприятные условия жизни возникают в случае^ если человек ведет себя эгоистично, становится жертвой жадности, эксплуатирует других живых существ, загрязняет окружающую среду и т. д. Аюрведа советует нам идти по первому пути, который гарантирует счастье и умиротворение как для самого человека, так и для людей, которые его окружают.

Счастливая и несчастная жизнь (сукхаю и дукхаю)
Каждый стремится к счастью, и никто не хочет быть несчастным. И все же нас окружает несчастье, потому что люди не знают, где искать истинное, вечное счастье. Для достижения этого истинного счастья необходима гармония между телом, умом и душой. Аюрведа говорит, что свобода от болезней, юность, жизнерадостность, сила, решительность, спокойствие ума, совершенные органы чувств и комфортные условия жизни способны сделать человека счастливым.
Хотя люди могут добиться воплощения в своей жизни некоторых из этих условий, редко кто из них добивается этого с помощью собственных усилий.

Плохое и хорошее
Помимо всего вышесказанного, Аюрведа описывает, что плохо, а что хорошо для нашей долгой жизни. В соответствии с природой тела человека и определенным временем года Аюрведа рекомендует различные предписания, образ жизни, диету, которые позволят нам рассчитывать на долгую и здоровую жизнь. Игнорирование этих наставлений плохо скажется на нашем здоровье и жизни. Некоторые из этих наставлений имеют отношение к сочетанию продуктов, привычкам в еде, физическим упражнениям, а также регулярным процедурам очищения организма от токсинов. Все эти факторы имеют прямое отношение к состоянию нашего здоровья.

Продолжительность жизни (манам)
Аюрведа дает подробное объяснение определенных признаков, которые указывают на то, сколь долго проживет человек. Как говорилось ранее, одна из глав “Чарака* самхиты” объясняет, что необходимо делать, чтобы прожить долго.

Аюрведа и четыре цели жизни
Аюрведа говорит о том, что существует четыре цели человеческой жизни: 1) дхарма - религия; 2) артха -экономическое развитие; 3) кама - удовлетворение чувств и 4) мокша ~ освобождение.
Чтобы достичь этих целей, человеку нужно обладать хорошим здоровьем. Дхармартха камамокшанам арогйам мулам уттамам рогасйасйапарартарах шрейасо дживатасйа ча (“Чарака-самхита”, 1.15). Арогья, состояние здоровья, является основой достижения четырех целей, а именно дхармы - религии, артхи -экономического развития, камы - наслаждения чувств и мокши - освобождения. Болезнь разрушает арогью, здоровье, а также препятствует достижению цели человеческой жизни.
Аюрведические тексты недвусмысленно говорят о том, что арогья, состояние здоровья человека, является самым важным, и никакой цели в жизни невозможно достичь, не обладая здоровьем, Тело является приспособлением, с помощью которого мы можем достичь цели человеческой жизни. Если тело слабое и больное, человек не сможет добиться успеха на этом пути. Поэтому очень важно стремиться к здоровью и делать все, что для этого необходимо. Аюрведа - это наука, которая предоставляет человеку знания, необходимые для достижения здоровой и долгой жизни. Существует множество диет и режимов, которые могут помочь человеку восстановить свое здоровье в случае, если он заболел. Кроме этого Аюрведа предлагает способы лечения тяжелых и хронических заболеваний. Поэтому Аюрведа поможет как заболевшему, так и здоровому.
Как прожить долго В “Шушрута-самхите” (15.41) дается следующее определение здоровья: сама до-ша самагнис ча самадхату малахрийа прасаннатменд-рийа мана свастха итй аб-хиЪхийате.
В соответствии с данным определением, человек может быть здоровым только в том случае, если три доши, семь дхату и все тринадцать агни, так же как и ма~ лакрии, сбалансированы. Кроме того душа, ум и чувства должны находиться в состоянии полного счастья. Согласно Аюрведе, здоровье предполагает не только отсутствие болезней, но и счастливое состояние ума и души, - это тонкий аспект, который игнорируется людьми, но именно это является причиной их нездоровья. Например, иногда мы можем видеть, как человек физически здоровый подвержен страданиям, вызванным депрессией, беспокойствами и стрессом. Такой человек не может считаться здоровым, потому что он не способен наслаждаться жизнью. Аюрведа говорит, что основным условием долгожительства является гармония тела, души и ума.
Отсюда можно сделать вывод, что современные взгляды на здоровье и продолжительность жизни отличаются от аюрведического подхода к этой проблеме. Хорошее питание, витамины, минеральные добавки и посещение оздоровительных клубов могут поддерживать тело в здоровом состоянии, но не смогут помочь больному уму. Если ум переполнен вожделением, гневом, жадностью и ненавистью, физические системы человека также постепенно будут сдавать. Поэтому мы должны стремиться не только к удовлетворению потребностей тела, но также заботиться о своем уме, душе и чувствах, поддерживая их в здоровом состоянии.

Факторы долгожительства
Как вы уже поняли, гармоничное состояние тела, ума, души и чувств является принципиально важным для достижения долголетия. Помимо этого существует несколько простых рекомендаций, которым необходимо следовать.

Оджас
Оджас. - это жизненно важная энергия, которая играет принципиальную роль в поддержании здоровья. Это своего рода иммунная система организма, Аюрведа утверждает, что оджас должен находиться в организме в идеальном состоянии. При саттвичной диете и .образе жизни оджас постепенно улучшается и оказывает положительное влияние на состояние здоровья человека. Целибат и контролируемые половые отношения также оказывают положительное влияние на состояние од-жаса, потому что активная сексуальная жизнь уменьшает количество шукра-дхату, репродуктивной жидкости в организме, что в конечном итоге отражается на количестве и качестве оджаса.

2.    Диета
Очень важным фактором здоровья и долголетия является отрегулированное питание. “Меньше ешь ~ дольше живешь”. Это расхожее выражение, которое недавно было принято даже современными учеными. Пищи необходимо принимать ровно столько, сколько может переварить ваш желудок, а точнее джатарагни ~ огонь пищеварения. Только в этом случае можно избежать появления амы, или токсических веществ, которые возникают из непереваренной пищи. Согласно Аюрведе, ама является основной причиной большинства заболеваний. Качество пищи также имеет большое значение; оно прямо связано с гуной благости, к которой должен стремиться человек.

3.    Сон
“Сон - это диета для ума”. Чтобы прожить долгую жизнь и сохранить здоровье, необходимо отрегулировать режим сна. 6-7 часов хорошего беспрерывного сна вполне достаточно для поддержания тела в здоровом состоянии, однако не следует спать в дневное время.

4.    Йога и медитация
Регулярные физические упражнения (лучше всего Нога), яма и медитация также
очень важны для увеличения продолжительности жизни.
Из всего сказанного выше легко сделать вывод, что смысл продления жизни заключается не в том, чтобы наслаждаться объектами чувств, но в достижении освобождения, которое возможно только если человек сознает Бога.

Об авторе:
Кавирадж Партап Чоухан является аюрведа-ачаръей (квалифицированным врачом Аюрведы), который изучал эту науку как в Университете, так и в гуру-па-рампаре. Он специализируется в лечении хронических и тяжелых заболеваний, а также изготавливает высококачественные лекарственные препараты, строго следуя рекомендациям, приведенным в аюрведических самхитах. Если у вас есть вопросы по поводу содержания данной статьи, вы можете связаться с ним по телефону:
(91)12-929-61-74,
(91)12-929-55-47
или электронному адресу:
partapfflauyrvedic.org.

МОИ ЛЮБИМЫЕ ЛЕКАРСТВА
Падманабха дас
Девять лекарств, перечисленных ниже, - это те средства избавления от болезней, которыми я пользуюсь в повседневной жизни. Другими словами, в своем подходе к лечению болезни я основываюсь на принципах, изложенных в аюрведической науке.

Вода
Большинство людей думает, что вода - это “просто вода". Но это не так. На самом деле, на переваривание обычной воды требуется время. Чтобы переварить холодную воду, потребуется три мухур-ты, около 72 минут. Кипяченую воду организм переварит за две мухурты. И только горячую воду он сможет переварить за одну мухурту.
Употребление горячей воды повышает жар в теле, поэтому горячая вода является одним из лучших средств при нарушении баланса кап-хи и ваты. Другими словами, если вы страдаете от бронхитов или простуды, а также от чрезмерного содержания слизи в организме, вам следует пить горячую воду. Лучше всего делать это вечером, когда человек больше всего подвержен нарушениям функции дыхания. Стакан горячей воды, выпитый вечером, так же помогает расслабить нервную систему, как и горячее молоко. Употребление горячей воды полезно для людей с вата-конституцией, при интенсивном выделении пота и ожирении. С другой стороны, холодная вода очень хороша для тех, кто имеет питта-конституцию, потому что такие люди часто страдают от избытка жара в теле; употребление холодной воды может противодействовать возникновению гепатита, а также появлению язвы желудка. Регулярное употребление холодной воды полезно и в некоторых других случаях, например при переедании, особенно если желудок перенасыщен кислотой. В такой ситуации холодную воду могут употреблять люди с любой конституцией; вода поможет
контролировать жар огня пищеварения, а также перемещать пищу по желудочно-кишечному тракту, Но не следует пить холодную воду в течение одного или полутора часов после того, как вы поели, потому что вода может погасить огонь пищеварения.
При заболеваниях глаз также можно воспользоваться холодной водой. Если ваши глаза покраснели из-за позднего времени суток или усталости, от недостатка сна или по какой-то другой причине, вы можете облегчить свои страдания, промыв глаза холодной водой. Но никогда не мойте их горячей водой. Потому что глаза - это своего рода очаг питта-доши, усиление которой может привести к большим неприятностям.

Соль
О соли в последнее время пишут очень много плохого. Это связано с научными исследованиями, которые якобы наглядно демонстрируют, что большинство людей, страдающих от повышенного кровяного давления, имеют избыток соли в организме. Все эти исследования, однако, следует признать ошибочными, потому что в экспериментах принимают участие люди, употребляющие в пищу мясо.
Конечно же, никто не отрицает, что избыток соли может стать причиной повышения кровяного давления, но это происходит не так, как объясняют ученые. Повышенное кровяное давление -это дисбаланс питта-доши. Но когда речь заходит об избытке соли, подразумевается не столовая соль, которую мы употребляем в пищу, а соль, содержащаяся в тканях организма. Поэтому пропаганда отказа от столовой соли основана на ложных заключениях. Столовая соль не 'представляет никакой опасности для организма. Если вы положите слишком много соли в пишу, ваше тело воспользуется ровно тем количеством, которое ему необходимо, а все остальное будет выведено из организма.
Фактически, вы можете даже употреблять соленую воду для того, чтобы очищать организм. Если выпить натощак пару литров теплой соленой воды, то эта несложная процедура позволит вывести огромное количество токсинов из организма. Вы сами увидите, что вода не задержится в организме слишком долго, - максимум пару часов. Если же в теле существуют проблемы из-за недостатка соли, то необходимое ее количество впитается через ткани желудочно-кишечного тракта.
Более того, я могу сказать, что в своей практике чаще сталкиваюсь с недостатком соли в организме, чем с ее избытком. Эта проблема актуальна для людей с вата-конституцией, которые очень нуждаются в достаточном количестве соли. Недостаток соли обычно проявляется следующим образом: головная боль, неспособность сосредоточиться, плохое пищеварение и боли в спине. Если вы испытываете проблемы подобного рода, скорее всего их причиной является недостаток соли в организме.
Конечно же, современные фармацевтические компании заинтересованы в том, чтобы вы покупали дорогие медицинские препараты, способные противодействовать этим симптомам (но не устраняющие их причину). Например, головная боль в наши дни очень часто лечится с помощью аспирина. Аспирин избавляет от головной боли людей с вата-конституцией, но он настолько кислый, что люди с питта-конституцией могут испытывать серьезные проблемы с желудком, употребляя этот препарат. В отличие от аспирина, соль создает гораздо меньше огня, поэтому она лучше для людей как с питта-, так и с вата-конституцией. Это связано с тем, что помимо огня она содержит элемент земли, который смягчает воздействие на желудок.
Зачастую хватает щепотки соли, чтобы восстановить баланс доши и справиться со многими заболеваниями. На одном из своих семинаров я рассказывал о том, что в последнее время широкое распространение получили лекарственные препараты, которые почти на 100 процентов состоят из соли. Когда пациент принимает такие подделки, он чувствует облегчение, но не потому, что лекарство противодействует заболеванию, а благодаря вере человека в то, что это лекарство поможет ему. Удивительно, не правда ли...
Конечно же, вы можете добавлять в пищу очень много соли, но даже если вы будете делать это, соль пройдет через весь организм, не причинив ему никакого вреда. В процессе пищеварения соль может вызвать интенсивное обезвоживание, что, в свою очередь, приведет к диарее. Поэтому вам все-таки следует быть осторожными при использовании соли. Ho, в основном, не существует какого-либо серьезного риска для здоровья человека, употребляющего слишком много соли.
Если какое-то блюдо кажется вам слишком соленым, это означает, что ваш организм не нуждается в таком количестве соли. Если вы чувствуете симптомы, описанные выше, такие как головокружение, недостаток концентрации и другие, но не уверены в том, сможет ли соль помочь вам, просто слизните языком несколько крупиц соли. Если ее вкус покажется вам приятным, тогда стоит попробовать восстановить баланс доши, выпив необходимое количество соленой воды.

Черный перец
Черный перец - это, наверное, мое самое любимое лекарство. Он содержит элементы огня и воздуха и является одним из лучших лечебных средств для людей с капха-конституцией. Вы наверняка знаете, что при капха- конституции переедание сладкого вызывает в организме легкую заторможенность, сонливость и чувство тяжести. Черный перец принесет вам облегчение, разрушая накопившуюся в организме слизь.
Лучше всего употреблять черный перец в виде зерен. Хотя их не очень приятно жевать, это и не потребуется, если вы хотите разрушить слизь, накопившуюся в желудке. Для того чтобы эффективно противодействовать скоплению слизи в желудке, достаточно проглотить и запить водой 10-12 зернышек перца.
Другой эффективный способ использования черного перца - это ингаляция. Еще сотни лет назад люди часто пользовались нюхательным табаком для того, чтобы избежать последствий переедания. После поедания огромного количества продуктов, таких как мучные изделия, сахар, мясо, алкоголь и множество других бесполезных вещей, они отправлялись в оперу, где обычно засыпали в самом начале действия. В этот момент они набивали свои носы нюхательным табаком и, чихая, быстро чувствовали облегчение. Чихание освежает голову и восстанавливает баланс капха-доши. Но использование с этой целью черного перца намного более эффективно, чем использование нюхательного табака.
Черный перец - самый добрый друг для тех, чьи тела обладают конституцией капха, но ни в коем случае не для ваты и питты. Черный перец иссушает людей с конституцией вата и перегревает тела людей с конституцией питта, поэтому им лучше не употреблять его в пищу.

Молоко
Молоко - это особенный продукт. В аюрведических текстах оно описывается как самая лучшая пища, которую можно использовать в любое время в любой ситуации и в сочетании с любыми продуктами питания. Если, например, приготовить молоко с зерновыми культурами, то получится великолепное питательно блюдо. Но нет ничего полезнее, чем просто молоко, само по себе.
Существует несколько способов употребления молока. На Западе молоко, как и соль, приобрело плохую репутацию. Через несколько дней хранения в холодильнике оно становится очень тяжелым и практически неперевариваемым. Такое молоко часто вызывает аллергии и проблемы с пищеварением, а также является причиной выделения в желудке огромного количества слизи. Поэтому, чтобы использовать такое молоко, его нужно обязательно вскипятить.
Шрила Прабхупада рекомендовал кипятить молоко три раза. При кипячении оно обретает качество питты, хотя само по себе имеет свойства капхи (прохладное и тяжелое). Поэтому, разогревая молоко, мы привносим в него энергию питты. При переливании молока из одного сосуда в другой, оно смешивается с воздухом, увеличивая таким образом составляющую ваты в своей структуре, что делает его полезным для людей с соответствующей конституцией.
Для людей, обладающих ярко выраженной конституцией питта, организм которых перенасыщен огнем, будет очень благоприятно употреблять в пищу холодное молоко. Другими словами, они получат благо именно оттого, что молоко будет холодным, так как организму не придется прикладывать дополнительные усилия, чтобы переварить его. Для людей с капха- и вата-конституцией, однако, лучше всего
нить молоко горячим. Таким образом оно станет легко усваиваемым, а если добавить к нему кардамон, имбирь и черный перец, оно станет еще более полезным.
Есть еще один особый рецепт для людей, обладающих капха-конституцией. Если у вас проблемы с легкими, то добавьте немного куркумы к ста миллилитрам молока и прокипятите его в течение нескольких секунд. Прежде чем пить полученный напиток, необходимо посолить его. Обычно мы не добавляем соль в молоко. Тело отвергнет эту комбинацию, обволакивая молоко слизью. Таким образом слизь будет перемещаться из легких в желудок, и в конечном счете выйдет из организма вместе с калом. Поэтому выпить молочный напиток с куркумой и солью - самый быстрый и эффективный способ избавиться от слизи в организме.

Йогурт
Йогурт сильно отличается от молока. Обычно мы употребляем молоко теплым -для расслабления нервной системы, но йогурт действует противоположным образом. Именно холодный йогурт стимулирует нервную систему - как только попадает в организм, а позднее он оказывает положительное влияние на пищеварение. Переваривается йогурт обычно без лишних усилий.
Однако люди, в теле которых преобладает огонь питты, испытывают некоторые трудности с усвоением йогурта. С другой стороны, люди с вата-конституцией получают от употребления йогурта огромное благо, потому что кислота, содержащаяся в нем, регулирует баланс доги в их организме. Попадая в желудок, кислота положительно влияет на систему пищеварения, стимулирует все органы желудочно-кишечного тракта. Таким образом, употребление в пищу йогурта для людей с вата-конституцией очень благоприятно. Обычно люди с конституцией вата очень много двигаются. Поэтому некоторые из них со временем начинают страдать различными заболеваниями, в том числе болезнью Пан-керсона, когда тело становится практически обездви женным. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо употреблять йогурт, особенно людям с вата-конституцией.
Но все-таки следует соблюдать осторожность и не пить йогурт каждый день, потому что это слишком кислый продукт. Также благоприятно употреблять йогурт с фруктами, сахаром или медом. Но лучше не пить его вечером, потому что воздействие йогурта на организм противоположно действию молока. Йогурт не расслабляет нервную систему, а стимулирует ее, то есть препятствует погружению организма в сон, поэтому говорится, что употребление йогурта вечером укорачивает жизнь. Таким образом, мы должны быть внимательными. Но в основном, люди с вата-конституцией могут перерабатывать большое количество йогурта, потому что йогурт обеспечивает их организм недостающими элементами, а именно стимулирует энергетические ресурсы и усиливает огонь пищеварения.

Мята
Мне очень нравится перечная мята, особенно в виде масла, которое можно купить в любой аптеке. Если у вас на коже появилось какое-то раздражение, просто натрите его маслом перечной мяты. Перечная мята это особое растение, которое способно быстро разогреть любой организм, поэтому вы сразу почувствуете жжение, если нанесете мятное масло на кожу. Но скоро это жжение может исчезнуть, и вы почувствуете приятную прохладу. Это двоякое свойство перечной мяты широко известно. Сначала она нагревает, потом охлаждает. Поэтому люди, которым недостает элемента огня, должны быть очень внимательны при приеме этого препарата. Но в целом практически любой человек может хорошо перенести воздействие перечной мяты, потому что ее охлаждающие и согревающие свойства компенсируют негативные влияния друг на друга. Полезно употреблять перечную мяту во время еды для того, чтобы стимулировать огонь пищеварения в желудке. Лимон обладает аналогичным свойством, но из-за своей кислоты он производит немедленный согревающий эффект, хотя после усвоения охлаждает организм, поэтому практически любой человек может легко переносить лимон. Но лучше всего использовать лимоны для контроля огня в организме.
Существует и другое применение способности перечной мяты к нагреванию. Например, если вы страдаете заболеваниями, вызванными дисбалансом капхи, такими как бронхит или скопление слизи в легких, можно добавить несколько капель масла перечной мяты в кипяченую воду и сделать ингаляцию. Вы очень быстро почувствуете облегчение, Так как перечная мята очень быстро разогревает организм, ее благоприятно использовать при дисбактериозе, который вызван замедлением функции пищеварения, что, в свою очередь, возникает из-за недостатка огня в теле. Если выпить немного воды, в которой развести несколько капель масла перечной мяты, можно очень быстро избавиться и от этой проблемы. Существует всего два метода избавления от газов -перечная мята и соль.

Мед
Мед принадлежит к продуктам группы капха, но он занимает особое положение, потому что в действительности разрушает капху. Причина заключается в том, что после усвоения организмом мед оказывает очень сильное вяжущее действие, которое иссушает тело. Поэтому, если вы чувствуете озноб, мед поможет вам лучше других средств.
Имбирный чай с медом и лимоном может, помочь при множестве самых разных заболеваний, особенно при простуде. Комбинация из этих трех ингредиентов блестяще справляется с задачей балансирования трех дош. Так как чай горячий и обладает множеством бактерицидных свойств, его употребление немедленно уравновешивает капха- и вата-доши. Через некоторое время он производит охлаждающий эффект благодаря присутствию лимона, а также действует как прекрасное потогонное средство, что приводит в равновесие питту. Имбирный чай с лимоном и медом может помочь практически при Любом заболевании.
Как мы уже говорили, мед является прекрасным средством против заболеваний, возникающих из-за дисбаланса капха-доши. Но есть одно важное исключение. Если человек страдает от избытка токсинов в организме, что, в свою очередь, возникает из-за обилия непереваренной пищи, мед нельзя использовать ни в коем случае. Иногда при простуде возникает ситуация, которая не вписывается в обычную схему развития заболевания, связанного с дисбалансом капха-доши. Простуда - это состояние, при котором тело пытается избавиться от излишней капхи. Поэтому изменение погоды является стандартной причиной подобных заболеваний, так как тело не нуждается в большом количестве капхи.
При резком падении температуры телу необходимо восстановить энергетический баланс. Ему уже не нужно слишком сильно противодействовать жару. Когда внешний жар спадает, телу необходимо избавится от внешней капхи. Это проявляется в форме простуды. Но иногда это больше, чем просто избыток капхи. Иногда капха смешивается с амой, непереваренной пищей. Слизь амы намного гуще, чем обычная слизь, содержащаяся в теле, более того, она окрашена, в отличие от обычной слизи. Обычно слизь очень жидкая и бесцветная, но когда она смешана с амой, она становится окрашенной, густой и клейкой. Если ама присутствует во время простуды, мед лучше не использовать в качестве лекарственного средства. Более правильным будет лечение горячей водой. Поэтому для восстановления при таких заболеваниях рекомендуется поститься, при этом выпивая большое количество жидкости, особенно горячей воды.
Еще одна проблема с медом связана с его вяжущим свойством, которое вынуждает ткани организма противодействовать образованию слизи. Но, в основном, мед - это очень хорошее лекарство против простуды. Для людей, обладающих капха-конституци-ей, мед в сочетании с черным перцем будет лучшим другом.

Куркума
Это одно из моих любимых лекарств. Если вы были в Индии и вас угощали в индийской семье, то наверняка вы обратили внимание, что многие блюда имеют золотистый или коричневатый оттенок. Причина этого заключается в использовании куркумы. Куркума широко распространена по всей Индии из-за своих удивительных качеств. Она помогает урегулировать три доши и привести их в равновесие, поэтому вы получите благо от использования куркумы в приготовлении ПИЩИ.
Горячее молоко с куркумой может помочь в решении множества проблем, связанных с заболеваниями суставов. Одна из них связана с тем, что избыток кислоты делает суставы хрупкими. Другая - с тем, что при высыхании тела локтевые и коленные суставы начинают издавать щелкающие звуки, Все эти неприятности могут быть устранены благодаря регулярному употреблению куркумы, особенно с горячим молоком, однако на этот раз без соли.

Имбирь
Еще одно прекрасное средство против самых разных заболеваний. Если жевать небольшой кусочек имбиря, высасывая сок и сплевывая сухую мякоть, можно отрегулировать все доши. Избыток каждой доши будет как бы входить в мякоть, и таким образом тело будет освобождаться от негативного воздействия дош. Шрила Прабхупада рассказал нам об этом принципе. Он часто ел яблоки именно таким способом. Пережевывал шкурку, затем сплевывал ее. Я же делаю то же самое, используя вместо яблок имбирь. Причем, очень важно расположение кусочка во рту. Если проблема связана с органом, расположенным с левой сто-
роны, следует жевать имбирь в левой части рта, и наоборот, Имбирь - это особый продукт, на санскрите он называется маха-аушадхи -“лучшая из трав". Имбирь относится к питта-доше, потому что дает много огня и улучшает пищеварение. Он помогает организму получить сбалансированное обеспечение энергией огня.
Черный перец и чили разрушают капху и поэтому очень благоприятны при простудах и подобных заболеваниях, но они иссушают тело, в то время как имбирь не делает этого, так что он может быть использован при самых разных заболеваниях. Мы хотим предупредить людей, обладающих питта- и вата-конституциями, чтобы они были предельно осторожными с черным перцем и чили, потому что эти специи могут повредить их здоровью. Вызывая жар, эти продукты, с одной стороны, могут стать причиной возникновения проблем в организме, а с другой - способны сбалансировать вату и капху. Имбирь же не только помогает сбалансировать эти доши, но и усиливает свойства капхи, подобно зерновым.
Человек, обладающий телом с капха- конституцией, должен употреблять имбирь с медом. Мед оказывает определенное воздействие на организм, выводя из него воду. Людям с питта-конституцией имбирь следует употреблять с сахаром. Такое сочетание поможет контролировать избыток огня в теле, Людям с конституцией вата имбирь следует употреблять с солью. Мы уже говорили о соли как о лучшем друге вата-доши, Таким образом, если вы будете использовать имбирь с подходящим для своей доши ингредиентом, вы получите бесценную поддержку этого удивительного маха-аушадхи.

ЧИСТОТА НА КУХНЕ
Курма даса

Давая наставления Санатане Госвами, Господь Чайтанья описал двадцать шесть качеств вайшнава. “Преданный Кришны, - сказал Он, - чист, шучи”. Все, что связано с преданным снаружи и внутри, должно быть чистым - его сердце, ум, разум, тело, одежда, место жительства, место работы, место поклонения.
Два вида личной чистоты Личная чистота подразделяется на два типа: внутреннюю и внешнюю. Шрила Прабхупада однажды объяснил, что если мы просто будем принимать омовение с мылом, а внутри оставаться исполненными всевозможной скверны, то это нельзя будет назвать чистотой. Он объяснил, что чистота означает бахайя бхъянтара. Бахайя означает “внешняя”, а бхъянтара означает “внутренняя”.
Внутренняя чистота культивируется ранним подъемом, посещением утренней программы, начиная с поклонения Божеству на мангала-арати, повторением без оскорблений шестнадцати кругов мантры, изучением книг Шрилы Прабхупады, вкушением только кришна-прасадам и, что самое важное, следованием четырем регулирующим принципам. Что касается внешней чистоты, Шрила Прабхупада дал ее определение в беседе с учениками во время открытия одной из школ в 1972 году, где произнес несколько очень важных мыслей.
“Будущие проповедники Движения сознания Кришны должны научиться быть шучи, абсолютно чистыми во всех отношениях. Они не должны прикасаться к чему-либо грязному. Вода сама по себе обладает антисептическим действием, поэтому мыло не всегда требуется. Юношей следует учить мыть за собой посуду, мыть свои руки и рот. Им нужно накладывать в тарелку ровно столько, чтобы ничего
не оставалось после обеда, а во время омовения они должны также стирать свою одежду. В вашей стране, Америке, вы очень деградировали, поэтому большинство людей оценит то, что вы настолько чисты”.
Стандарт чистоты, который Шрила Прабхупада хотел привить своим последователям, соотносится со стандартом брахманической жизни, и для необученных выходцев из западных стран это, несомненно, нечто революционное.
Впервые я услышал о подобном желании Прабхупады в феврале 1973 года. За год до этого Шрила Прабхупада дал мне второе посвящение, а в этот раз сказал, что сейчас я должен развить в себе качества брахмана, перечисленные в 18 главе “Бхагавад-ги-ты”. Он сказал, что мне следует принимать омовение дважды в день и поддерживать стандарт внешней чистоты. Я поклонялся маленьким Божествам Радха-Кришны и каждый день готовил на кухне нашего храма в Мельбурне. Это был как раз второй визит Шрилы Прабхупады в Мельбурн.
Мы чувствовали особое воодушевление, когда слуга Прабхупады и его секретарь, Шрутакирти и Бали-мардана прабху соответственно, под пристальным наблюдением Прабхупады несли на своих плечах большие мраморные Божества Радха-Кришны, которые должны были установить в течение ближайших нескольких дней.
За день до предполагаемой церемонии установления Божеств Шрила Прабхупада отправил Бали-мардана прабху на кухню, чтобы тот проверил, в каких условиях будут готовить Прасад для Божеств, и Бали-мардан рассказал о плачевном состоянии храмовой кухни. Больше всего его огорчило то, что котлы, используемые для приготовления прасада, были закопченными снизу. “Так как же мы можем установить новые Божества, - сказал он, - если кухня настолько грязна?” Он рассказал обо всем увиденном Шриле Прабхупаде.
Мы были шокированы прежде всего потому, что считали свою кухню очень чистой. Однако если вспомнить сейчас, что было на самом деле, то я бы согласился с Бали-марданой, который описал ее как чудовищно грязную. После вдохновляющей лекции Шрила Прабхупада вернулся и попросил горячего молока. Бали-мардана спустился на кухню и разразился ужасающей новостью, “Прабхупада, - сказал Бали-мардана, ~ не собирается устанавливать завтра Божества до тех пор, пока кухня не будет идеально чистой”. Нас ожидал ночной марафон по выскабливанию кухни. Церемония установления Божеств все еще была под сомнением. Бали-мардана также рассказал Прабхупаде, что в храме недостаточно брахманов, чтобы совершать ежедневное поклонение. В тот вечер практически вся кухня была отмыта до блеска, стены были отскоблены и перекрашены. К утру она выглядела совершенно иначе. Заглянув на кухню с последней ревизионной проверкой, Бали-мардана дал свое согласие на установление Божеств.
Хотя мы думали, что Шрила Прабхупада был слишком строгим, в действительности он оказался снисходительным и терпимым. Он написал Бхадре даси в 1971 году письмо, в котором отметил, что в Индии кухня находится вне дома, потому что жилые помещения считаются слишком оскверненными, чтобы примыкать к ней. Конечно же, большинство храмов в ИСККОН, подобно нашему Мельбурнскому храму, не были устроены таким образом, поэтому мы исходили из того, что имели,
В том же самом письме к Бхадре даси Прабхупада писал, что горшки, используемые для приготовления пра-сада, следует выбрасывать. Но использование таких глиняных горшков не казалось практичным выходом для преданных, живущих на Западе. Шрила Прабхупада объяснил, что в данном случае нужно пойти по другому пути. В этой связи Прабхупада написал: “В Бомбее даже самый бедный человек все хранит в идеальной чистоте, Я был в других местах, где все жутко грязно, Нет ни одной чистой вещи, Для сервировки стола они используют фарфор, поэтому непонятно, чистый он или грязный. Что говорить об обыкновенных людях, если даже наши преданные из Европы не могут отмыть котлы. Они остаются черными снизу. Но ты должна следить, чтобы снизу не было ни одного темного пятнышка, иначе нельзя считать посуду чистой, Даже самое маленькое темное пятнышко необходимо отчистить".
Прабхупада рассказывал Пушта Кришне, какой строгой была его мать в отношении чистоты. Она проверяла каждую кастрюлю, каждую поварешку, чтобы убедиться, что они чисты. “Служанке пришлось подчиниться. Постоянные проверки. Чтобы не было ни одного темного пятнышка. Если вдруг находилось самое маленькое темное пятнышко, все приходилось переделывать заново. Все должно быть идеально чисто. Кухня должна быть... Ее необходимо мыть два раза в день. А для загрязненных мест использовать воду и навоз. Как только вы окажетесь на такой кухне, то почувствуете себя уютно. Пищу, которую приготовили на такой кухне, можно смело предлагать Божествам. После этого вы можете принять ее сами, и тогда ваш ум автоматически очистится”.
Прабхупада также объяснил, что если кувшин с водой будет чистым, вы естественным образом захотите отпить из него немного. Он вспоминал, как в его школьные годы парты в классе были настолько чистыми, что было приятно за ними сидеть.
Чистота следует за божественностью. Это не просто доморощенная поговорка, это факт. Стих шри-виграхарад-хана-нитпья-нана - шрингара - тан-мандира марджанадау подтверждает это. Духовный учитель и его ученики очищают храм каждый день. Прабхупада часто отчитывал своих нечистоплотных учеников за пренебрежение элементарными стандартами чистоты. “Вы только хотите быть чистыми, но вам мешает лень, - объяснял Шрила Прабхупада, - если вы ленивы, то не сможете быть чистыми. Я лучше побольше посплю - это гуна невежества ~ тама-гуна. Вам необходимо преодолеть это состояние. Саттвам вишуддхам васу-дева шабда сабдитам”.
Все, что готовится на храмовой кухне, предлагается Божеству. Кухня должна быть продолжением алтарной. Высокий стандарт чистоты при поклонении Божеству в храме указывает на преданность поклоняющегося. “Чайтанья-чаритамрйта” описывает пример Рагхава Пандита, который оказался в очень затруднительном положении, когда попытался предложить идеально чистый кокосовый орех Господу в храме. Если бы Рагхава Пандит обнаружил незначительное повреждение у ореха, он счел бы невозможным предложить его Господу.
Шрила Прабхупада цитировал Бхактисиддханту Са-расвати Тхакура, который говорил, что Рагхава Пандит не был просто помешан на чистоплотности. Нет, он был вечным слугой Господа, который из чистой преданности Ему хотел, чтобы все было сделано на высшем уровне, в идеальной чистоте. Шрила Прабхупада вдохновлял нас чистить все параферналии, задействованные в поклонении Божеству, в том числе и кухонные котлы, потому что эта забота о чистоте в действительности была предназначена для очищения наших сердец.
Чистота является высшим и наиболее важным принципом во всем, что касается кухни. Прабхупада несколько раз говорил преданным, что Кришна не нуждается во вкусных блюдах, больше всего Его интересует искреннее служение. Чистая кухня намного важнее вкусного блюда. Если кухня чиста и содержится в таком состоянии постоянно, тогда и предложение будет великолепным. Если же блюдо, предлагаемое Божест-
ву, условно великолепно, а храм нечист, тогда Кришна не примет такое подношение.
Это означает, что не только пол, стены, сидения в кухне должны быть в идеальной чистоте, но также сердце и ум преданно го-повара. Хотя вполне возможно, что преданный будет пребывать в дурном умонастроении и при этом содержать кухню в чистоте. Мне доводилось бывать в безупречно чистых кухнях в домах непреданных, и я могу с уверенностью сказать, что сознание поваров, которые работали в таких местах, никоим образом не связано со служением лотосным стопам Кришны.

Сознание повара
Сознание повара должно быть идеально чистым, так же как и его кухня. Таким образом, не только Господь Кришна примет подношение, но и те, кто вкусят остатки этого подношения, получат порцию сознания Кришны повара. Поэтому Прабхупада хотел, чтобы лишь инициированные брахманы готовили на кухнях храмов ИСККОН, а другие - помогали бы им.
Для того чтобы помогать преданным на кухне, следует также быть идеально чистоплотным человеком. Посуда и все параферналии, используемые на кухне, должны быть сделаны из высококачественных материалов. Это означает, что алюминиевой посуде всегда следует предпочитать посуду, изготовленную из нержавеющей стали. Одна матаджи рассказала мне, что слышала, как Прабхупада отозвался об алюминиевой посуде. Он сказал, что такая посуда не подходит даже для того, чтобы сходить в нее по нужде. Приготовление пищи и поклонение Божеству идут рука об руку. Так же как пуджари принимает омовение перед тем, как войти в комнату Божеств, так и повар должен принять полное омовение перед тем, как пойти на кухню. Если он после омовения не оденет чистую неоскверненную одежду, то будет напоминать слона, который, искупавшись в реке, вышел на берег и обсыпал себя пылью. Прабхупада сказал однажды: “Не обсыпайте себя грязью, надевая грязную одежду после омовения".

Кухонные параферналии
Ко всяким параферналиям, используемым в поклонении Божеству, следует относиться с великим почтением. Однажды Прабхупада отчитал преданного за его привычку притрагиваться к своим стопам, а после этого браться за чистые и священные предметы. Преданный ответил: “Тогда, может быть, мне лучше отрубить свои ноги?" А Прабхупада сказал ему: “Да!”
Один преданный спросил Шрилу Прабхуиаду в Бостоне в 1971 году: “Если мы притрагиваемся к нашей одежде, когда готовим на кухне, следует ли нам мыть руки?” И Его Божественная Милость ответил: “Если одежда чистая, это не требуется, но если одежда грязная, тогда не понятно, что вы делаете в такой одежде на кухне”.
В Далласе и Эдинбурге преданные жаловались на то, что на кухне поселились насекомые, и они спрашивали, можно ли их убить. Шрила Прабхупада сказал: “Нет, вас следует убить, потому что вы дали обет быть чистоплотными и не сдержали своего обещания”.

Практические моменты
И несколько практических моментов. Старайтесь поддерживать все в идеальной чистоте, когда готовите. Все кастрюли и остальную утварь следует сполоснуть, прежде чем воспользоваться ею. Прабхупада сказал: "Половина успеха в приготовлении пищи - это чистота. Если вы одеваете на кухне обувь, то это должна быть обувь, которую вы носите только на кухне”.
Пища, предназначенная для раздачи, если это возможно, не должна возвращаться обратно на кухню после того, как будет вынесена за двери. Другими словами, бхогу не стоит держать в одном помещении с прасадом. Если же для хранения непредложенной и предложенной пищи вам приходится использовать один холодильник, необходимо сделать соответствующие отметки, разделив его на секции, в которых вы разместите эти продукты, Чистота на кухне принципиально важна в нашей войне против майи. Если мы готовим изысканные кушанья с чистым сердцем в безупречно чистой кухне, тогда Прасад будет наполнен такой энергией, от соприкосновения с которой люди испытают нечто совершенно необычное, нечто, что перевернет всю их жизнь, очистит тело и ум, а также разовьет тонкие ткани мозга, который должен всегда думать о Кришне и никогда не забывать Его.